Новации Тулы: предупреждающий контроль закупок

Осуществление рискоемких закупок муниципальными заказчиками Тулы находится в зоне постоянного контроля муниципалитета. Уже более двух лет Контрольное управление администрации города Тулы работает на упреждение нарушений в приоритетных для города закупках.  Об особенностях работы в этом направлении  — в статье заместителя начальника Контрольного управления администрации города Тулы Татьяны Викторовны Ульяхиной.

 

Сегодня одной из наиболее обсуждаемых тем среди контролеров в бюджетной сфере является расширение методов государственного (муниципального) финансового контроля, отраженное в законопроекте № 532893-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», который уже принят в первом чтении. Суть законопроекта состоит в переориентации государственного (муниципального) финансового контроля с последующего контроля на контроль предварительный. Данная переориентация будет осуществляться посредством применения контрольными органами наряду с существующими дополнительных методов контроля.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, расширение перечня методов контроля в том числе обусловлено необходимостью идентифицировать риски, управлять ими для предупреждения нарушений. Это позволит формировать выводы о качестве управления общественными финансами и предложения по совершенствованию этого процесса в части обеспечения законности и эффективности их использования.

В этой связи хотелось бы поделиться опытом города Тулы в использовании уже сейчас потенциала внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок в проведении предварительного контроля закупок. Мы уже сегодня в нашей работе применяем в том числе предлагаемые Минфином России методы


Тула — быстро развивающийся город с населением около 540 тысяч человек. Доходы и расходы городского бюджета — 29,2 миллиарда рублей и 30,6 миллиарда рублей. Дефицит — 1,4 миллиарда рублей (71.rosstat.gov.ru). Понятно, что при таком объеме расходов бюджета, количестве национальных проектов, в которых участвует муниципальное образование, осуществление приоритетных закупок — одна из наиболее актуальных тем для города. От их эффективности не в последнюю очередь зависит качество жизни граждан.

Реалии показывают, что значительный объем средств на реализацию проекта или осуществление полномочий не всегда является гарантом своевременного получения качественного конечного результата. Именно поэтому в Туле особое внимание уделяется поиску инструментов и механизмов, которые могли бы на стадии реализации проектов повышать шансы города на получение планируемого результата. Как показала практика, в этом случае — эффективно использовать потенциал контроля в сфере закупок.

В соответствии с перспективными планами развития муниципалитета перед контролерами уже два года назад поставлена задача по предупреждающему контролю наиболее рискоемких муниципальных закупок. Их перечень, как правило, определяется поручениями руководства города, а также запросами заказчиков по проблемным закупкам.

При этом функционал контролера используется не только для выявления нарушений в ходе контрольных мероприятий после окончания исполнения контракта, а главное — для консультационно-методического сопровождения закупочной деятельности, начиная с формирования потребности, обоснования НМЦК и заканчивая приемкой и оплатой результатов контрактов, ведением претензионной работы.

Ведь контролер, каждый день сталкиваясь с положениями контрактов в различных отраслях, используя практику федеральных и региональных контрольных органов, иногда может увидеть возможные рисковые зоны закупки еще на стадии формирования документов о закупке.

Инструменты предупреждения

Инструменты, которые используют контролеры в предупреждающем контроле, следующие:

— наблюдение за ходом исполнения наиболее важных для города контрактов, в том числе контрактов в рамках нацпроектов. Наблюдение позволяет не только быстро получить объективную картину исполнения контракта, но и оценить последствия принятия заказчиком того или иного решения;

— анализ и выявление рисков нарушений или неисполнения обязательств при исполнении контрактов, в том числе в части изменения условий контрактов, приемки и оплаты результатов исполнения контракта, ведения претензионной работы, расторжения контракта в одностороннем порядке и т. д.;

— моделирование возможных рисков нарушения требований законодательства и ненадлежащего исполнения контрактов при формировании условий контрактов на стадии подготовки документов о закупке.

Творческий процесс

В отсутствии нормативного регулирования предварительного контроля закупок его проведение  и оформление результатов достаточно часто не ограничивается составлением итогового документа, а является творческим процессом, в котором контролеры часто проявляют изобретательность, визуализируя свои выводы и предложения.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено