Публикации — Актуально
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Позвольте от всей души поздравить с днем рождения контрольно-ревизионных органов, который мы отмечали 23 октября! Именно в этот день 94 года назад в составе Народного комиссариата финансов СССР было образовано финансово-контрольное управление.
Желаю вам дальнейших успехов в трудной и ответственной работе на благо общества и государства! Только дружной командой единомышленников мы можем достигнуть больших высот в профессиональной деятельности!
Э. А. ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства
Информационные технологии (ИТ) уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Тем не менее проблема оценки их эффективности во всех секторах экономики любой страны далека от полноценного решения. Мы видим, как появляются все новые и новые полезные технические и технологические решения, но внедрение их в существующие процессы с каждым годом лишь повышает сложность процедур их оценки с позиции инвестора. И если в оценке эффективности внедрения ИТ в бизнесе есть существенные продвижения, то в секторе государственного управления в условиях нарастания ИТ-бюджетов и влияния ИТ-решений все больше обостряется проблема управления бюджетными инвестициями в ИТ.
За последний год в государственном управлении нашей страны произошли серьезные изменения. В рамках административной реформы была ликвидирована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее полномочия по внутреннему государственному последующему контролю были переданы Федеральному казначейству, в обязанности которого на тот момент уже входил предварительный контроль. Таким образом, в казначействе были созданы условия для того, чтобы осуществлять внутренний государственный финансовый контроль на принципиально новом уровне.
В феврале 2016 года произошло важное для системы государственного финансового контроля событие. В соответствии с указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а ее полномочия в части государственного финансово-бюджетного контроля переданы Федеральному казначейству. В условиях сокращения ревизионного аппарата, связанного с этой реорганизацией, перед Казначейством России встала задача не просто освоить новые полномочия, но выйти на некую синергию, то есть на приобретение нового качества в процессе реализации данной функции. Ключевые предложения о том, как в перспективе могла бы быть выстроена система финансового контроля страны с точки зрения Федерального казначейства, изложены в данной статье.
Сосредоточение функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральном казначействе позволило объединить опыт контрольно-ревизионной работы специалистов упраздненного Росфиннадзора и опыт работы специалистов Казначейства России в целях достижения наибольшего эффекта от проведенных проверок.
В России создана, продолжает развиваться и совершенствоваться комплексная система противодействия коррупции в госзакупках. Антикоррупционные нормы обозначены не только Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 ФЗ «О противодействии коррупции», но и включены в большое количество иных действующих нормативных актов, включая и Федеральный закон № 44 ФЗ. Сложившаяся система несовершенна, тем не менее она уже дает ощутимые результаты.
Сегодня мы подводим итог 15-летнего периода становления национальной «антиотмывочной» системы, частью которой является и финансовая разведка. 1 ноября 2001 года был создан Комитет по финансовому мониторингу (сегодня Росфинмониторинг). Тогда перед Россией стояла цель выйти из черного списка Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Сегодня она достигнута, и спектр задач, решения которых ждет от Федеральной службы по финансовому мониторингу системы руководство страны, стал гораздо шире.
Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41, в соответствии с которым Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а полномочия по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству, должен восприниматься не просто как документ, предполагающий оптимизацию численности органов власти, а как очередной шаг на пути совершенствования государственного финансового контроля.
Эффективность в сфере закупок связана в первую очередь с реализацией тех целей, которые ставит перед собой власть как на уровне субъектов, так и на уровне страны и, естественно, руководство той или иной корпорации. На мой взгляд, критически важно, чтобы осуществляя, выстраивая и стандартизируя работу по осуществлению закупок, получая эффективность с точки зрения затрат финансовых и материальных, мы бы еще эффективно работали с населением.
11 июня 2016 года на площадке Санкт-Петербургского государственного экономического университета состоялась Международная научно-практическая конференция «Государственный финансовый контроль как основа повышения качества и эффективности управления общественными финансами». Организатором мероприятия выступил Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее — Комитет) при участии Минфина РФ, Федерального казначейства России. Конференция стала эффективной дискуссионной площадкой, и для ее развития было принято решение о ежегодном проведении в Санкт-Петербурге подобного мероприятия с включением в него экспертных дискуссий «Татариновские чтения».