Публикации — Интересный опыт
Компания «ВДНХ» реализует проект по внедрению непрерывного риск-ориентированного мониторинга бизнес-процессов. Для пилотного внедрения и тестирования проекта был выбран наиболее хорошо формализованный и регламентированный бизнес-процесс — закупочная деятельность. Решающим критерием стала его высокая рискоемкость. О сути непрерывного риск-ориентированного мониторинга и преимуществах его использования рассказано в статье.
Общеизвестно, что понятия «аудит», «аудитор», «аудиторская организация» вошли в международный язык бизнеса более ста лет назад. При этом государственный контроль в новой для Республики Казахстан форме аудиторской деятельности начал применяться лишь в 2015 году с принятием закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле». В настоящее время аудит стал реальным инструментом обеспечения прозрачности экономики, объективности и достоверности финансовой отчетности, способом борьбы с коррупцией и нарушениями законности.
Задача по формированию независимой и объективной оценки состояния экономического субъекта возлагается на службу внутренних аудиторов. В условиях цифровой трансформации экономики и постоянного роста общего объема данных одним из ключевых требований к внутреннему аудиту становится скорость обработки и анализа информации, своевременность подготовки и предоставления руководителю заключений и рекомендаций. В этой связи внутренние аудиторы все чаще используют в своей работе превентивные методы контроля и практики обработки неструктурированной информации, такие как непрерывный аудит (англ. Continuous Auditing).
В условиях отсутствия федеральных стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля органы финансового контроля субъектов РФ самостоятельно формировали региональные (муниципальные) стандарты и порядки организации деятельности. Одним из элементов контрольной деятельности, требующих стандартизации наряду с организацией контрольных мероприятий, их проведением и реализацией материалов, является планирование. Опыт Департамента финансов Воронежской области по риск-ориентированному планированию использован при разработке соответствующего федерального стандарта.
Более 27 лет Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) контролирует вопросы благоустройства городских территорий в столице. В сферу ответственности ОАТИ входит вся территория Москвы и состояние практически всех элементов городской инфраструктуры — зданий и сооружений, озелененных территорий и парков, объектов дорожного хозяйства, наружного освещения, архитектурно-художественной подсветки и рекламы, строительных объектов.
Если должностные лица направляют бюджетные средства на цели, которые противоречат целям их предоставления, то контролирующий орган признает такие расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Для того чтобы корректно квалифицировать выявленное нарушение, необходимо проверять, соответствуют ли расходы тем направлениям использования средств, которые указаны в документах — основаниях для их выделения.
Бюджетное законодательство позволяет субъектам РФ самостоятельно определять порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля. Этот документ, как правило, обеспечивает правовую возможность органов ВГФК привлекать внешних экспертов к участию в контрольных мероприятиях. Главное контрольное управление Челябинской области в услугах внешних экспертов не нуждается, так как имеет статус государственного судебно-экспертного учреждения. В статье представлен опыт привлечения к участию в контрольных мероприятиях в области строительства внутренних экспертов управления.
Финансовый контроль в сфере строительства требует знания не только бюджетного законодательства, но и вопросов ценообразования строительной продукции, поскольку значительные риски завышения стоимости объектов связаны с корректностью применения отраслевых нормативов. Поэтому доскональное понимание инспектором требований к структуре и составу документов, обосновывающих расходы на строительство, является очень важным.