Публикации — Интересный опыт
В условиях отсутствия федеральных стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля органы финансового контроля субъектов РФ самостоятельно формировали региональные (муниципальные) стандарты и порядки организации деятельности. Одним из элементов контрольной деятельности, требующих стандартизации наряду с организацией контрольных мероприятий, их проведением и реализацией материалов, является планирование. Опыт Департамента финансов Воронежской области по риск-ориентированному планированию использован при разработке соответствующего федерального стандарта.
Более 27 лет Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) контролирует вопросы благоустройства городских территорий в столице. В сферу ответственности ОАТИ входит вся территория Москвы и состояние практически всех элементов городской инфраструктуры — зданий и сооружений, озелененных территорий и парков, объектов дорожного хозяйства, наружного освещения, архитектурно-художественной подсветки и рекламы, строительных объектов.
Если должностные лица направляют бюджетные средства на цели, которые противоречат целям их предоставления, то контролирующий орган признает такие расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Для того чтобы корректно квалифицировать выявленное нарушение, необходимо проверять, соответствуют ли расходы тем направлениям использования средств, которые указаны в документах — основаниях для их выделения.
Бюджетное законодательство позволяет субъектам РФ самостоятельно определять порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля. Этот документ, как правило, обеспечивает правовую возможность органов ВГФК привлекать внешних экспертов к участию в контрольных мероприятиях. Главное контрольное управление Челябинской области в услугах внешних экспертов не нуждается, так как имеет статус государственного судебно-экспертного учреждения. В статье представлен опыт привлечения к участию в контрольных мероприятиях в области строительства внутренних экспертов управления.
Финансовый контроль в сфере строительства требует знания не только бюджетного законодательства, но и вопросов ценообразования строительной продукции, поскольку значительные риски завышения стоимости объектов связаны с корректностью применения отраслевых нормативов. Поэтому доскональное понимание инспектором требований к структуре и составу документов, обосновывающих расходы на строительство, является очень важным.
Согласно Бюджетному кодексу одним из основных полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля является контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. В Вологодской области более 90% бюджетных расходов осуществляется через реализацию государственных программ области (в 2017 году — 93,4%), поэтому исполнению данного контрольного полномочия уделяется особое внимание.