Отдельные аспекты аудита достоверности бухгалтерской отчетности
Одна из трех целей внутреннего финансового аудита — подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным требованиям. О том, на какие моменты необходимо обратить внимание при организации и проведении таких аудиторских мероприятий и какие изменения вносятся в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита № 120н, рассказала государственный советник Российской Федерации 2 класса Елена Олеговна Метелькова.
Проведение отдельного аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным требованиям каждый год обязательно для всех субъектов внутреннего финансового аудита без исключений.
Если полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств переданы главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении такого главного администратора бюджетных средств, то субъект внутреннего финансового аудита, принявшего полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, становится субъектом внутреннего финансового аудита передавшего полномочия администратора бюджетных средств. Перед таким субъектом внутреннего финансового аудита также стоит задача по достижению всех трех целей осуществления внутреннего финансового аудита, определенных Бюджетным кодексом, в том числе в отношении передавшего полномочия администратора бюджетных средств. То есть подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения учета установленным требованиям должно проводиться в каждой организации, в которой субъект внутреннего финансового аудита осуществляет внутренний финансовый аудит.
Достоверность бюджетной отчетности подтверждается до того, как она была подписана руководителем, а информация, отражаемая в заключении, должна быть своевременной, то есть представляется в такой срок, который позволяет предотвратить или устранить нарушения и недостатки.
Достоверность какой отчетности следует подтверждать?
Когда организация является исключительно администратором бюджетных средств, не возникает сомнений в том, что его субъектом внутреннего финансового аудита подтверждается достоверность годовой индивидуальной бюджетной отчетности.
Вопрос возникает в отношении ГАБС, особенно тех, кто свои полномочия по ведению бюджетного учета и составлению и представлению бюджетной отчетности передал тем или иным способом. Главный администратор бюджетных средств также является администратором доходов бюджета и (или) получателем бюджетных средств, а иногда и администратором источников финансирования дефицита бюджета, следовательно, готовит две отчетности: индивидуальную и консолидированную. С 2024 года федеральный стандарт внутреннего финансового аудита № 120н указывает на необходимость подтверждения достоверности индивидуальной отчетности и одновременно порядка составления консолидированной, то есть речь идет о консолидированной бюджетной отчетности в части фактов хозяйственной жизни и процессов составления отчетности конкретной организации.
Когда организация осуществляет полномочия сразу на нескольких уровнях бюджетной системы, например она имеет полномочия получателя средств федерального бюджета и главного администратора и администратора доходов бюджета субъекта РФ, субъект внутреннего финансового аудита подтверждает достоверность сразу двух индивидуальных отчетностей и соблюдение одного порядка составления консолидированной.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»