Внешний и внутренний контроль решают общие задачи
Взаимодействие внешнего и внутреннего финансового контроля
Ключевой темой сессии «Муниципальный финансовый контроль — необходимый инструмент для повышения эффективности формирования бюджетов муниципалитетов» стало взаимодействие внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. Бюджетный кодекс разграничивает их полномочия, что не только выстраивает архитектуру государственного контроля в стране, но и предполагает синергию самоконтроля, чем является внутренний контроль, и взгляд со стороны, то есть контрольно-счетного органа.
«Внутренний муниципальный контроль не может быть, как мы считаем, в полной мере независимым, он подотчетен главе исполнительной власти. Поэтому практика показала, что дополнение муниципального финансового контроля внешним по отношению к органам исполнительной власти и функционально независимым от них, оправданно», — отметил Владислав Игоревич Жуков, председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута. Алгоритм организации и проведения контрольных мероприятий в рамках муниципального финансового контроля достаточно урегулирован: Бюджетным кодексом, Федеральным законом №
Взаимодействие между органами внутреннего и внешнего финансового контроля предусмотрено законодательством и выражается в заключении соглашений о сотрудничестве, что предполагает обмен информацией. В Сургуте уже на протяжении 12 лет практикуются рабочие встречи КСО и органа ВМФК, на которых обсуждаются планируемые объекты, предметы и сроки контрольных мероприятий. Последние несколько лет на все коллегии Контрольно-счетной палаты Сургута приглашается руководитель органа ВГМФК, даже если рассматриваются чисто технические вопросы, например утверждение программы КМ, изменение плана работы и т. д. Перманентное сотрудничество позволяет сформировать общие подходы к определению понятий нарушений системного и систематического характера, количественному и денежному выражению нарушений, классификации нарушений, в том числе фактов неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, органы внешнего и внутреннего финансового контроля Сургута совместно прорабатывают перечни наиболее значимых и часто встречающихся рисков.
Председатель Контрольно-счетной палаты Нижнего Новгорода Юлия Юрьевна Абызова отметила, что в городе объем работы для финансового контроля большой, и для обеспечения устойчивого управления муниципальными финансами необходимо консолидировать и учитывать результаты всех видов контроля. Для целей конструктивного взаимодействия в Нижнем Новгороде создан Совет по контролю за расходованием бюджетных средств. В рамках деятельности совета все выявленные внешним и внутренним контролем нарушения систематизируются, совместно вырабатывается карта рисков, на основе которой разрабатываются мероприятия по устранению и предотвращению выявленных нарушений. В рамках совета налажена работа по корректировке муниципальной правовой базы.
Как отметила Юлия Юрьевна, несмотря на то, что внешний и внутренний контроль имеют определенные различия, есть у них и общие задачи:
1 Оценка достоверности информации о финансовых и иных хозяйственных операциях при использовании муниципальных средств.
2 Оценка правомерности использования государственных (муниципальных) средств, в том числе выявление и оценка ущерба бюджета, причиненного нарушениями.
3 Контроль за эффективностью и целесообразностью использования бюджетных средств.
Решение этих задач как раз и обеспечивает надлежащее качество и результативность финансового контроля. Одним из примеров решения общих задач стало взаимодействие городских Контрольно-счетной палаты и Контрольно-ревизионного управления по реализации итогов мероприятий, связанных с проверкой исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов.
КСП Нижнего Новгорода провела экспертно-аналитическое мероприятие «Проверка соответствия показателей бюджетной отчетности главных администраторов, администраторов доходов бюджета города за 2022 год данным информационных систем администрации города». Контрольно-ревизионное управление — проверку исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета города Нижнего Новгорода. Анализ отчетов органов государственного контроля показал, что выявлены в том числе и однотипные нарушения. А именно:
— методика прогнозирования доходов бюджета разработана не по всем видам кодов классификации доходов, в отношении которых осуществляются полномочия главного администратора доходов;
— методика составлена не по форме, установленной приложением к общим требованиям методики прогнозирования;
— методика не согласована с финансовым органом города.
Для устранения и предотвращения таких нарушений на совете были выработаны предложения, которые озвучены на совместном совещании со всеми участниками бюджетного процесса:
— Усилить контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет и внесением информации в ГИС ГМП.
— Рассмотреть возможность формирования единой информационной системы по администрированию всех неналоговых доходов бюджета города.
— Осуществлять ведение бюджетного учета и бюджетной отчетности по доходам в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.
Проверка исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов
Начальник Контрольно-ревизионного управления администрации Нижнего Новгорода Мария Александровна Волчкова в своем выступлении привела алгоритм контрольного мероприятия по проверке исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета. Контрольно-ревизионное управление рассматривало деятельность администраторов доходов по следующим пунктам:
1. Наделение полномочиями по администрированию доходов бюджета, в том числе в разрезе кодов бюджетной классификации. Устанавливается наличие перечня бюджетных полномочий администратора доходов бюджета по кодам бюджетной классификации. Проверяется соблюдение статьи 160.1 Бюджетного кодекса, нормативного правового акта муниципального образования об утверждении Перечня главных администраторов (администраторов) доходов бюджета муниципального образования, приказа финансового органа местной администрации об утверждении Перечня главных администраторов (администраторов) доходов бюджета муниципального образования с указанием КБК.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»