Публикации
Внедрение внутреннего финансового контроля и аудита в Санкт-Петербурге началось в 2014 году. Пройдя сложные этапы становления, в настоящее время ВФК в Санкт-Петербурге достиг стабильного (управляемого) уровня. Что это означает на практике, читайте в статье.
Правительство Оренбургской области утвердило Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в 2014 году (далее — Правила). В этом же году региональный Минфин разработал и утвердил положение об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Оренбургской области.
Финансовый контроль становится одной из самых актуальных специализаций в сфере общественных финансов в России. В отрасли растет спрос на специалистов, имеющих профильные знания. Следуя за рынком, учебный центр «Бюджет» запустил новое направление — дистанционное образование по финансовому контролю.
Как будут развиваться профессии финансового контролера, аудитора, ревизора и бухгалтера в среднесрочной перспективе (до пяти лет) и в более отдаленном будущем? Этот вопрос сейчас часто задают и практикующие специалисты, и специалисты, которые занимаются образовательной деятельностью, подготовкой кадров, а также те, кто создает и обслуживает бухгалтерские (финансовые) программные продукты.
Практика проведения закупок в России указывает на то, что заказчики, работающие в рамках Федерального закона № 223 ФЗ, злоупотребляют правом осуществлять закупки у единственного поставщика. Так, по данным единой информационной системы, около половины заказов осуществляются у единственного источника1, что в свою очередь вызывает необходимость законодательного ограничения перечня закупок, совершаемых на неконкурентной основе.
Государство последовательно увеличивает роль органов контроля в системе управления финансами, расширяя их полномочия, в том числе в сфере применения норм Кодекса об административных правонарушениях. Одновременно с рычагами воздействия контрольные органы приобрели ответственность за их эффективное использование. В современных реалиях задача проверяющего не ограничивается выявлением факта нарушения, за этим следует значительный блок действий, направленных на реализацию результатов проведения контрольного мероприятия, возбуждение дел об административной ответственности.
В декабре 2016 года приказом Минфина России № 822 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — Методические рекомендации). Данный документ направлен на обеспечение единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита, полномочия по осуществлению которого установлены статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса.
Главные администраторы и администраторы бюджетных средств одновременно являются и экономическими субъектами. В силу бюджетного законодательства и в силу законодательства о бухгалтерском учете они должны осуществлять два вида внутреннего контроля — внутренний финансовый контроль и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Насколько эти два вида (две разновидности) внутреннего контроля пересекаются между собой? И пересекаются ли вообще? Давайте разберемся.
Очень часто при проведении контрольных мероприятий, когда проверяющему приходится анализировать большие объемы информации, некая деталь, несоответствие каких-то документов могут ускользнуть от внимания. Но именно эти зацепки позволяют контролеру потянуть нужные ниточки и выявить самые серьезные нарушения.
Об организации системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и методологических пробелах, наличие которых не всегда позволяет выстроить четкую систему ведомственного контроля, рассказывает начальник контрольно-ревизионного управления ФАНО России Андрей Юрьевич ПЕТРОВ.