Публикации
Практика проведения закупок в России указывает на то, что заказчики, работающие в рамках Федерального закона № 223 ФЗ, злоупотребляют правом осуществлять закупки у единственного поставщика. Так, по данным единой информационной системы, около половины заказов осуществляются у единственного источника1, что в свою очередь вызывает необходимость законодательного ограничения перечня закупок, совершаемых на неконкурентной основе.
Государство последовательно увеличивает роль органов контроля в системе управления финансами, расширяя их полномочия, в том числе в сфере применения норм Кодекса об административных правонарушениях. Одновременно с рычагами воздействия контрольные органы приобрели ответственность за их эффективное использование. В современных реалиях задача проверяющего не ограничивается выявлением факта нарушения, за этим следует значительный блок действий, направленных на реализацию результатов проведения контрольного мероприятия, возбуждение дел об административной ответственности.
В декабре 2016 года приказом Минфина России № 822 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — Методические рекомендации). Данный документ направлен на обеспечение единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита, полномочия по осуществлению которого установлены статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса.
Главные администраторы и администраторы бюджетных средств одновременно являются и экономическими субъектами. В силу бюджетного законодательства и в силу законодательства о бухгалтерском учете они должны осуществлять два вида внутреннего контроля — внутренний финансовый контроль и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Насколько эти два вида (две разновидности) внутреннего контроля пересекаются между собой? И пересекаются ли вообще? Давайте разберемся.
Очень часто при проведении контрольных мероприятий, когда проверяющему приходится анализировать большие объемы информации, некая деталь, несоответствие каких-то документов могут ускользнуть от внимания. Но именно эти зацепки позволяют контролеру потянуть нужные ниточки и выявить самые серьезные нарушения.
Об организации системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и методологических пробелах, наличие которых не всегда позволяет выстроить четкую систему ведомственного контроля, рассказывает начальник контрольно-ревизионного управления ФАНО России Андрей Юрьевич ПЕТРОВ.
При оценке правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на капитальное строительство необходим анализ не только полноты освоения доведенных бюджетных ассигнований с учетом принятых расходных обязательств, но и состояния строительной готовности объекта, качества выполненных строительно-монтажных работ и их соответствия утвержденной проектной документации.
Финансовый контроль — важная составляющая региональной бюджетной политики. О том, как организован финансовый контроль в Алтайском крае, журналу «Финконтроль» рассказал заместитель председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ.
Наряду с контролем за правомерностью и эффективностью расходования бюджетных средств контроль за правомерностью и эффективностью управления собственностью публично-правового образования является одним из основных полномочий любого регионального контрольно-счетного органа как в Российской Федерации, так и в остальных государствах Европы.
«Любой контроль без контроля предварительного — дело мертвое», — отмечал еще создатель системы государственного финансового контроля России В. А. Татаринов. Аудит в сфере закупок предполагает контроль не только постфактум, но и на этапе планирования закупок.