Публикации
Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41, в соответствии с которым Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а полномочия по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству, должен восприниматься не просто как документ, предполагающий оптимизацию численности органов власти, а как очередной шаг на пути совершенствования государственного финансового контроля.
Эффективность в сфере закупок связана в первую очередь с реализацией тех целей, которые ставит перед собой власть как на уровне субъектов, так и на уровне страны и, естественно, руководство той или иной корпорации. На мой взгляд, критически важно, чтобы осуществляя, выстраивая и стандартизируя работу по осуществлению закупок, получая эффективность с точки зрения затрат финансовых и материальных, мы бы еще эффективно работали с населением.
Некорректное (необъективное) описание объекта закупки противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а также требованиям закона о защите конкуренции, поскольку не позволяет потенциальным участникам торгов разобраться в ребусах заказчика и принять обоснованное решение участвовать в торгах.
Проблематика поиска оптимальных подходов к планированию контрольных мероприятий в сфере закупок обусловлена необходимостью достижения максимальной эффективности контрольных мероприятий с учетом имеющихся ресурсов контрольного органа. Предлагаемая Главным контрольным управлением Московской области (Мособлконтроль) модель планирования не является статичной, поскольку находится в постоянном развитии с учетом изменения внешних (изменение законодательства и нормативной правовой базы) и внутренних (накопление опыта, совершенствование технологии контрольной деятельности) факторов.
В последние годы выстроена достаточно жесткая система контроля при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Контроль в сфере закупок осуществляют уполномоченные органы, Федеральная антимонопольная служба, органы государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральное казначейство и финансовые органы публично-правовых образований. Главные распорядители бюджетных средств обязаны осуществлять ведомственный контроль в сфере закупок в отношении государственных (муниципальных) заказчиков. Сами заказчики обязаны осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Армия контролирующих органов велика, а нарушения все совершаются и недостатки присутствуют.
Жизнь свидетельствует, что на всех этапах формирования и расходования бюджетных средств, движения финансовых потоков всегда присутствуют риски неправомерного завладения ими, поэтому все процессы в бюджетной и финансовой сферах требуют повышенного внимания со стороны органов прокуратуры.
Одна из основных задач внутреннего государственного финансового контроля — предупреждение неэффективного использования бюджетных средств, в частности при осуществлении закупок для государственных нужд. Но порой ее решению мешают отдельные нормы законодательства. В статье обозначена одна из таких проблем и предложен способ ее решения, а также представлен опыт Челябинской области по анализу планируемых к размещению дорогостоящих закупок на предмет их соответствия потребностям заказчиков.
Полномочиями органа внутреннего государственного финансового контроля и органа контроля в сфере закупок наделено Министерство финансов Республики Алтай. Непосредственно в министерстве контрольные полномочия возложены на одно из структурных подразделений — отдел контрольно-ревизионной работы. Статья посвящена проблеме организации внутреннего государственного финансового контроля в регионе.
Прошедшая 11 июня в городе на Неве Международная научно-практическая конференция, организаторами которой выступили Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный экономический университет и компания «Кейсистемс», стала эффективной площадкой для обсуждения проблем осуществления внутреннего государственного финансового контроля. Участие в мероприятии приняли представители Министерства финансов РФ, финансовых органов зарубежных стран, а также руководители региональных органов внутреннего государственного финансового контроля.
В условиях трехлетнего бюджетного планирования и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность государственных учреждений как в отношении закупок, так и в отношении управления персоналом и имуществом, требуется дополнительный мониторинг, который бы показывал, насколько успешно госучреждение управляет этими ресурсами.