Публикации
Сегодня в Республике Беларусь решается задача организации всестороннего, системного, комплексного контроля всех субъектов хозяйствования и всех сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Основными задачами финансового контроля в нынешних условиях являются разработка методической базы с учетом особенностей его объектов (форма собственности, вид деятельности) и координация деятельности всех контрольных органов.
Государственные контракты в отличие от обычных гражданско-правовых договоров гарантируют полную оплату выполненных работ или оказанных услуг, что особенно важно в условиях нестабильности экономических процессов. Привлекательность участия в госзакупках снижают высокие коррупционные риски, которые прямо влияют на конкурентную среду. Нейтрализовать такие риски призвано законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Одним из способов повышения эффективности использования бюджетных средств является контроль за своевременным возвратом в бюджет средств, неиспользуемых в установленном порядке их получателем и (или) находящихся у физических и юридических лиц при отсутствии законных на это оснований.
Государственные и муниципальные закупки, оставаясь одной из наиболее коррупционных сфер экономической деятельности, требуют пристального внимания со стороны государственного и муниципального контроля. Но на пути формирования эффективного и результативного контроля в этой сфере имеется ряд препятствий и ограничений.
В минувшем году Президент РФ В. В. Путин в своем традиционном Послании Федеральному собранию обратил внимание на необходимость существенного ужесточения контроля за движением государственных средств, что будет способствовать обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. В условиях сложной финансово-экономической ситуации основным направлением деятельности финансовых контролеров становится контроль за обоснованностью, эффективностью и результативностью бюджетных расходов. Поэтому большое значение придается действенности финансового контроля, которая в решающей степени зависит от ряда внутренних и внешних факторов.
Одной из стратегических целей бюджетной политики РФ можно назвать повышение эффективности и результативности использования средств бюджетов. Однако возможно ли в современных условиях обеспечить единые подходы к осуществлению финансового менеджмента и, как следствие, к выработке общих подходов к оценке эффективности использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества и иных активов публично-правовых образований?
В соответствии со статьей 97 Федерального закона № 44‑ФЗ с 1 января 2017 года результаты закупочной деятельности заказчиков в виде сводного отчета будут размещаться в единой информационной системе. Следовательно, в зоне внимания контрольных органов окажется эффективность каждой закупки. Поэтому уже сегодня актуален вопрос, как будет определяться результативность закупок.
В современной экономике важное значение имеет достоверность информации, на основе которой разные группы людей — собственники, инвесторы, акционеры, кредиторы, торговые партнеры, клиенты банков, служащие, представители государственных органов и другие пользователи финансовой отчетности — принимают экономические решения. Для принятия адекватных управленческих решений участникам рынка требуется достоверная отчетность о финансовом состоянии компаний. В связи с этим особое внимание привлекает проблема повышения качества и результативности аудита.