Содержание номера
Какие нарушения встречаются при проверках вопроса определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги? Об этом в статье Ивана Васильевича Короткого, начальника отдела финансового контроля в сфере закупок Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Нижегородской области.
Чем ревизия отличается от проверки? Вы скажете — риторический вопрос? Отнюдь. Яна Рихардовна Морозова, начальник отдела организации экспертиз сметной документации и камеральных проверок Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», отмечает, что такой вопрос нередко задают представители объектов контроля. И в статье автор обозначает отличия методов финансового контроля.
Функционал ГИИС «Электронный бюджет» становится привычным инструментом для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами. О практике использования Счетной палатой Самарской области подсистем «Электронного бюджета» рассказала заместитель председателя Счетной палаты Самарской области Татьяна Николаевна Яковлева.
Каким образом можно сформировать модель взаимного признания результатов контрольной деятельности органов ВГ(М)ФК разного уровня бюджетной системы — в статье заместителя начальника отдела методологии государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Анастасии Евгеньевны Акимкиной. Материал подготовлен по результатам исследований научных сотрудников Финансового университета при Правительстве РФ, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию.
В портфеле проектов Федерального казначейства с реализацией до 2030 года значится проект по совершенствованию механизма осуществления производств по делам об административных правонарушениях. В плане реализации Стратегической карты Федерального казначейства на
О проблемах передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на уровень субъекта РФ и возможных путях их решения рассказывает председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута Владислав Игоревич Жуков.
Более 13 лет государственные и муниципальные учреждения страны бухгалтерский учет вели в соответствии с Инструкциями по применению Плана счетов соответственно казенных, бюджетных и автономных учреждений. С 1 января 2026 года эти документы утрачивают силу, а бюджетный (бухгалтерский) учет учреждений государственного сектора будет осуществляться на основании федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Об грядущих изменениях для контролеров рассказала Мария Александровна Волчкова, начальник Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода.
Коллектив ученых Финансового университета при Правительстве РФ задался целью разработать методологические подходы к контроллингу в государственном секторе как стратегическому инструменту управления. О результатах этой работы рассказала заместитель заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» финансового факультета университета при Финансового университета , доктор экономических наук, профессор Елена Алексеевна Федченко. Исследование выполнено за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Взаимодействие органов внешнего муниципального финансового контроля с органами местного самоуправления напрямую влияет на качество управления муниципальными ресурсами. О том, как сделать это взаимодействие более эффективным, — в статье Людмилы Ивановны Балашевой, председателя КСП города Краснодара.
В рамках прокурорского надзора как самостоятельное направление формируется прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере закупок. Такой надзор носит комплексный характер. В ходе его прокурор использует все предоставленные ему возможности для обеспечения эффективности использования бюджетных средств, развития конкуренции, противодействия коррупции. Подробнее — в статье прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Челябинской области Алины Александровны Герак.
В условиях современного экономического климата оптимизация сбора неналоговых доходов приобретает особую актуальность. Управление дебиторской задолженностью играет в этом процессе ключевую роль, и работа главных администраторов доходов (ГАД) приобретает стратегическое значение. В статье начальника Службы финансового надзора Республики Крым Антона Анатольевича Калькова рассмотрены актуальные аспекты управления дебиторской задолженностью по доходам бюджетов и предложены практические меры по ее сокращению.
В правоприменении Кодекса об административной ответственности у финансовых контролеров накопилось много проблем. По мнению профессионального сообщества, есть нормы, которые требуют корректировки. В настоящее время методологи финансового контроля с учетом обращений и предложений практиков и объектов финансового контроля разработали ряд изменений в КоАП РФ. О том, какие корректировки предлагает методолог, рассказали на онлайн-семинаре «Развитие системы финансового контроля и аудита в бюджетной сфере», организованном учебным центром «Бюджет». Пока это только рамочное обозначение изменений.
Контроль за процессами, связанными с предоставлением и использованием межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями — приоритетное направление в работе Счетной палаты Новгородской области. О результатах некоторых контрольных мероприятий по данной тематике рассказывает аудитор Счетной палаты Новгородской области Николай Николаевич Калинин.
Распоряжением Правительства №
Механизм межбюджетных трансфертов должен не только устранять бюджетный дисбаланс, но стимулировать муниципалитеты на достижение приоритетов, установленных субъектами РФ. Какая форма поддержки местных бюджетов в рамках межбюджетных отношений наиболее эффективна? О своих выводах рассказывают председатель Контрольно-счетной палаты Тверской области Татьяна Владимировна Ипатова и аудитор Александр Анатольевич Устинов.
Контрольно-счетная палата Архангельской области большое значение отводит проверкам использования межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В этой статье Людмила Владимировна Колмогорова, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Архангельской области рассказывает, какие нарушения преобладают в данной сфере и какие рекомендации дают аудиторы.
Закон №
В Нижегородской области за истекший период 2024 года значительно выросло количество нарушений при изменении существенных условий контрактов, выявляемых территориальным органом Казначейства России. Ирина Геннадьевна Голунова, начальник отдела по контролю в сфере контрактных отношений Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, считает, что это прежде всего связано с ошибками, допускаемыми заказчиками при применении специальных оснований и временных норм.
Все чаще контрольные компетенции Федерального казначейства становятся востребованными для проверки достоверности данных, которые ложатся в основу управленческих решений в рамках бюджетного процесса.Все чаще контрольные компетенции Федерального казначейства становятся востребованными для проверки достоверности данных, которые ложатся в основу управленческих решений в рамках бюджетного процесса. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2021 года 2021 № 1740 утверждены Правила списания задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее — Правила № 1740). В соответствии с ними Федеральное казначейство начиная с 2022 года ежегодно по поручению Минфина России проверяет достоверность суммы доходов от реализации нового инвестиционного проекта, используемых для расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов (далее — проверка достоверности доходов от реализации нового инвестиционного проекта). Подробнее — в статье заместителя руководителя Федерального казначейства, заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук, заслуженного экономиста РФ, доцента Эли Абубакаровича Исаева.
Результаты реализации национальных проектов и выводы на будущее стали главными вопросами пленарной сессии Московского финансового форума 2024 года.
На прошлой неделе в Москве прошло заседание Совета по вопросам внутреннего государственного финансового контроля. Участники мероприятия — представители органов финансового контроля субъектов РФ и контрольного блока Федерального казначейства — обсудили вопросы эволюции финансового контроля. Эта деятельность должна стать более эффективной за счет ее дальнейшей цифровизации и введения новых методов контроля, применение которых позволит предупреждать нарушения.
Контрольно-счетная палата Республики Коми осуществляет мониторинг и анализ управления дебиторской задолженностью по доходам. О нарушениях и недоработках рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Республики Коми Игорь Валерьевич Гурьев.
Мерам поддержки отечественных производителей в сфере закупок посвящена статья «Национальный режим в закупках: контроль, обязанности и перспективы», опубликованная в журнале «Финконтроль». Сегодня Дмитрий Александрович Казанцев, член Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н., вновь обращается к данной теме и рассматривает проект постановления Правительства РФ, посвященный мерам предоставления национального режима при проведении госзакупок.
На прошлой неделе в Москве прошло заседание рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Представители регулятора ВГ(М)ФК и профессионального сообщества — региональных и муниципальных органов финансового контроля обсуждали, как дополнить стандарты ВГ(М)ФК в связи с введением с 2025 года новых методов контроля, что в них изменить по итогам правоприменительной практики, какие вопросы назрели к БК РФ.
Сегодня мы публикуем ревизорские истории от контролеров Финансового управления города Кумертау Республики Башкыртостан.
2023 год для Контрольно-ревизионного управления администрации города Сургута был насыщенным. В рамках всех возложенных полномочий было проведено 88 проверок, из которых 32 плановые и 56 внеплановых. В общем итоге было проверено использование 26,2 миллиарда рублей. Помимо стандартных нарушений в сфере бухгалтерского учета и отчетности были выявлены и более интересные нарушения, описание которых сотрудники управления представили на конкурс «Ревизора не обманешь».
Иван Васильевич Короткий, начальник отдела финансового контроля в сфере закупок Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Нижегородской области, рассказал о применяемом подходе при проверке вопроса касающегося изменения условий контракта при поставке товара с улучшенными характеристиками.
Государственные заказчики обязаны исполнять предписанные законодателем и регулятором мероприятия, направленные на поддержку отечественных производителей. О нюансах включения и невключения национального режима в статье Дмитрия Александровича Казанцева, члена Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н.
Часто стремление государственного заказчика построить объект в максимально короткие сроки не приводит к эффективному расходованию бюджетных средств. Лариса Владимировна Хожайнова, председатель Контрольно-счетной палаты Липецкой области, рассказала о выводах по итогам аудита закупок в рамках мониторинга реализации регионального проекта.
Проверки Контрольно-счетной палаты Краснодарского края показали: часто снижение дебиторской задолженности по доходам происходит не за счет активизации работы по ее, а в связи с ее списанием по истечении срока исковой давности. О практике анализа дебиторской задолженности по доходам рассказала Светлана Викторовна Проскурина, аудитор КСП.
Когда объект контроля во исполнение представления органа финконтроля предъявляет иск к подрядчику, суд не всегда удовлетворяет его требования. О том, почему так происходит и как нужно действовать в таких ситуациях, шел разговор на XIV областной практической конференции «Контрактная система. Новая реальность» в Челябинске в сентябре 2024 года.
Возможно, допустимая открытость контрольных (надзорных) органов служит гарантией прозрачности и понятности их работы. Это, в свою очередь, действенная профилактика правонарушений в экономической сфере. Сегодня принцип информационной открытости реализуют все органы госфинконтроля России. Например, Счетная палата РФ «принцип открытости деятельности» заложила в своей стратегии развития. О том, как реализуется принцип открытости в Республике Беларусь, рассказала Елена Анатольевна Яцук, заместитель начальника управления координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
В Челябинске прошла XIV областная практическая конференция «Контрактная система. Новая реальность». В рамках мероприятия состоялось совместное заседание рабочей группы по совершенствованию ВГФК Минфина России и входящей в состав совета по вопросам ВГФК Федерального казначейства рабочей группы № 4 по выработке подходов к реализации результатов контрольных мероприятий. Разговор шел о новых методах контроля, регламентация которых в ближайшее время должна появиться в Бюджетном кодексе. Также участники встречи обсудили другие готовящиеся изменения в БК РФ и федеральные стандарты ВГ(М)ФК.