Внешний и внутренний финансовый контроль призваны решать единые задачи
Взаимодействие контрольных органов всех уровней является основой эффективности финансового контроля. О том, какие меры помогут укрепить сотрудничество, рассказал Павел Павлович Стаценко, председатель Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея
Сегодня контрольная деятельность в основном направлена на проверку соблюдения установленных правил, а ее эффективность оценивается по количеству проведенных мероприятий, объему выявленных нарушений и положительной динамике этих показателей. И хотя полномочия органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля несколько различаются, главная цель у них единая: добиться правомерного и эффективного использования бюджетных средств.
Действительно, внешний и внутренний контроль имеют некоторые различия. Вместе с тем у внутреннего и внешнего контроля есть совместные задачи, а значит, и общие подходы к их решению. Например, по нашему мнению, общей задачей является оценка достоверности информации о финансовых и иных хозяйственных операциях, а также о «натуральных» результатах использования государственных средств. При проведении этой оценки у контрольно-счетных органов есть обязательная функция проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета. Наш опыт по осуществлению внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе отчетности главных распорядителей бюджетных средств, показывает, что в существующих условиях эта проверка носит в значительной мере формальный характер. Результаты ее проведения на уровне региона и муниципальных образований могут быть использованы только при осуществлении последующего финансового контроля, так как к моменту завершения проверки отчетность уже сдана в финансовый орган вышестоящего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетным кодексом не предусмотрен механизм корректировки данных отчетности ГАБС и годового отчета в случае выявления фактов недостоверности в ходе внешней проверки. Учитывая сроки проведения внешней проверки и сроки сдачи консолидированной отчетности в казначейство, законодательный орган, можем констатировать, что финансовый орган представит отчет, сформированный без учета внешней проверки.
Принимая во внимание вышеизложенное, мы полагаем, что совокупные результаты контроля правомерности и эффективности использования бюджетных средств нужно отражать в заключении контрольно-счетного органа на проект закона об исполнении бюджета. При этом целесообразно продумать механизм интеграции результатов проверок, проведенных органами как внешнего, так и внутреннего государственного финансового контроля.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»