Публикации — Контроль в сфере закупок
АО «Мосинжпроект» — инжиниринговая компания полного цикла, специализирующаяся на проектах развития транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций. Реализация таких проектов тесно связана с государственным и муниципальным заказом. В этой связи актуальным направлением деятельности становится контроль за закупочной деятельностью.
На сегодняшний момент в системе контрольных органов в сфере закупок отсутствует такой важный элемент, как взаимодействие между уполномоченными органами. Существующие отдельные соглашения о взаимодействии не могут решить данной проблемы кардинально, так как являются локальными и их положения охватывают не весь механизм контрольной деятельности, а лишь отдельные полномочия.
Контроль закупок, проводимый Управлением антимонопольной службы по г. Москве (далее — Управление), условно можно разделить на две составляющие: антимонопольный и процедурный. Процедурный контроль осуществляется на предмет соблюдения процедур закупок по Закону № 44‑ФЗ и требований Закона № 223‑ФЗ. Антимонопольный контроль проходит в рамках статей 11, 16, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». Речь идет в том числе о выявлении сговора на торгах как между их участниками, так и между участниками и заказчиком.
Некорректное (необъективное) описание объекта закупки противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а также требованиям закона о защите конкуренции, поскольку не позволяет потенциальным участникам торгов разобраться в «ребусах заказчика» и принять обоснованное решение участвовать в торгах.
Прошло четыре года со дня вступления (1 января 2012 года) в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон). Этот срок позволяет провести небольшой анализ его действия на состояние конкурентной среды в сфере закупок.
Государственные контракты в отличие от обычных гражданско-правовых договоров гарантируют полную оплату выполненных работ или оказанных услуг, что особенно важно в условиях нестабильности экономических процессов. Привлекательность участия в госзакупках снижают высокие коррупционные риски, которые прямо влияют на конкурентную среду. Нейтрализовать такие риски призвано законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок.