Публикации
Практика направления представлений и предписаний по результатам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля существует почти пять лет — применение этого механизма реализации итогов контрольных мероприятий пришло на смену достаточно мягким предупреждениям о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В связи с этим одной из основных задач органов государственного (муниципального) финансового контроля стало соблюдение тонкой грани между фискальными и предупредительными мерами, принимаемыми по результатам проверок и ревизий.
К полномочиям контрольно-счетных органов Бюджетный кодекс относит подготовку предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Похожее полномочие есть и у органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ, — проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Как внешнему и внутреннему контролерам выполнить указанные требования законодательства, не дублируя друг друга, а совместно работая на повышение действенности системы ВФК и ВФА?
Государственный аудит содержания, сущности и результативности механизмов программного бюджета (планирования, исполнения) имеет важное значение для поиска путей повышения эффективности использования государственных финансовых ресурсов регионов. Контрольно-счетная палата Калининградской области уделяет особое внимание как методологическим, так и практическим аспектам аудита процессов формирования и исполнения программного бюджета области.
Контрольно-счетная палата Волгоградской области провела анализ эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на финансирование среднего профессионального образования (СПО). В соответствии с рекомендациями внешнего контролера работа по устранению выявленных недостатков действующего механизма исполнения полномочий по подготовке кадров в регионе проведена. Есть значимые результаты.
Объявлены все победители Первого Всероссийского конкурса контрольно-ревизионных органов и главных распорядителей бюджетных средств (в части осуществления ВФК и ВФА): «Лучший контрольно-ревизионный орган государственного (муниципального) финансового контроля» и «Лучшая практика осуществления внутреннего финансового контроля и аудита главным распорядителем бюджетных средств». Конкурс проводился по итогам 2016 года. Он был организован журналом «Финконтроль» совместно с Союзом развития государственных финансов.
В середине февраля в Москве состоялось ХI заседание рабочей группы Минфина России по совершенствованию внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Оно было посвящено обсуждению проблем осуществления контрольной деятельности и законодательных новелл, которые призваны снять часть этих проблем. В заседании принимали участие представители Министерства финансов РФ, региональных органов государственного финансового контроля из 20 субъектов РФ, экспертного сообщества.
Повсеместный переход к «цифре» меняет наш мир. И чтобы грамотно управлять происходящими в этом новом мире процессами, контролировать их эффективность, уже сегодня стоит задуматься над тем, какие компетенции должен получать и развивать финансовый контролер. Решению этого вопроса была посвящена III Международная научно-практическая конференция «Каким должен быть контролер будущего. Роль и место контроля в цифровой экономике», организованная Главным контрольным управлением города Москвы и Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова.
Вовремя осуществленный контроль в сфере закупок позволяет предотвратить нарушения законодательства, в том числе и бюджетного, а также выявить риски и более тщательно и точно спланировать последующий финансовый контроль. Однако Закон № 44-ФЗ не разрешает многих ключевых вопросов в области осуществления контроля, что приводит к дублированию функций различными контрольными органами.
Происходящий сейчас в России процесс совершенствования механизмов внутреннего государственного финансового контроля направлен в первую очередь на повышение его эффективности. Вместе с тем финансовые контролеры в своей деятельности продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами, затягивание сроков решения которых приводит к противоположному результату.
Историю казначейства невозможно рассматривать без истории государственного управления России, которая насчитывает более тысячи лет. С точки зрения русской государственности опыт древнего Великого Новгорода уникален. Именно здесь зародилось русское государство, жила и процветала первая русская республика, владения которой простирались от Балтики до Урала. А прообразом казначейства по праву можно считать казну Ярослава Мудрого.