Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Публикации

Контроль за аудитом. Проблемы осуществления

С начала осуществления Территориальным управлением Росфиннадзора в Республике Татарстан (далее — Управление) государственной функции по внешнему контролю аудиторских организаций повысилось качество их работы. Те нарушения, которые ранее выявлялись при проведении проверок, аудиторские организации стараются не допускать. Кроме того, многие из них ушли с рынка аудиторских услуг.


Опыт взаимодействия

Руководство Татарстана уделяет большое внимание развитию и совершенствованию взаимодействия органов государственного финансового контроля и надзора, прокуратуры и правоохранительных органов. Еще в 2005 году по решению президента республики создан Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля. Работа совета стала экспериментальной моделью организации единой системы надзорной деятельности в регионе.


Взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля

Внешний и внутренний контроль имеют существенные различия. Во-первых, внешний контроль характеризует публичность результатов его осуществления, которые имеют иных потребителей: гражданское общество, законодательное собрание, высшее должностное лицо региона. Во-вторых, внутренние и внешние контролеры применяют разные подходы к определению объектов контроля. Для внешнего контроля объект постоянен — это публичные ресурсы региона (бюджет, материальные и нематериальные активы). Объекты же внутреннего контроля для внешнего являются проверяемыми органами и организациями. В-третьих, по закону КСО — единственный орган, который может и должен комплексно оценивать эффективность использования публичных ресурсов региона. Тем не менее у внутреннего и внешнего контроля есть совместные задачи, а значит, и общие проблемы.


Расширение и укрепление границ финансового контроля

Методологическое и институциональное укрепление органов внутреннего финансового контроля, их тесное взаимодействие с органами внешнего контроля, применение единых методологических подходов контрольной деятельности и стандартов аудита в госкорпорациях помогли бы решить ряд актуальных проблем современного периода.


Эволюция казначейского контроля

В условиях оптимизации бюджетных расходов и необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств весьма актуальными являются вопросы государственного финансового контроля.


Финансовый контроль и государственное управление

Формально объектами финансового контроля являются финансовые показатели, но, так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется большая роль контроля в системе управления.


Контроль должен приспособиться к новым условиям

Особую актуальность для российских ревизоров приобретает обмен профессиональным опытом, который на этот раз позволил осуществить прошедший в Самаре Всероссийский форум контрольных органов. В работе форума приняли участие и выступили с докладами первые лица Министерства финансов РФ, руководители и ведущие специалисты органов государственного финансового контроля субъектов РФ.


Пионер внутреннего финансового контроля

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемыми объектами, но и контролирующими субъектами по отношению к получателям бюджетных средств. В целях реализации этих полномочий в 2011 году Департамент образования города Москвы создал Службу финансового контроля. Это первый орган внутриведомственного финансового контроля такого типа, созданный в функциональных органах исполнительной власти столицы.

Финансовый контроль внутри ведомства

Силами государственных контрольных и надзорных органов разного уровня без построения системы финансового контроля внутри ведомства невозможно добиться безусловного исполнения финансовой дисциплины, исключения (снижения количества) нарушений правовых актов в сфере бюджетных отношений, а также недопущения их возникновения в будущем.

Истек ли срок давности?

Федеральный закон № 252‑ФЗ внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее — правонарушения в финансово-бюджетной сфере), до двух лет. В связи с этим возникла коллизия двух специальных норм части 1 и части 3 статьи 4.5 КоАП РФ по вопросу применения срока давности привлечения к административной ответственности за указанные нарушения, влекущие применение административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации.