Тема: Контроль закупок
Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный контроли. О нюансах осуществления последнего рассказала Анна Владимировна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок.
В середине марта 2022 года представители сообщества внутренних государственных финансовых контролеров в режиме онлайн провели конференцию по проблемам квалификации нарушений при приемке и оплате строительно-монтажных работ. Если конкретнее, то речь на встрече шла о приемке и оплате тех работ и материалов, которые не предусмотрены контрактом (сметой). Вопросов при этом возникает множество: учитывать или не учитывать сопоставимость характеристик материалов, не предусмотренных сметой, допустимо ли вообще засчитывать измененный материал, и если да, то как при этом проверять его стоимость и т. д.
О наиболее частых нарушениях законодательства о контрактной системе, выявленных в ходе аудита в сфере государственных закупок Санкт-Петербурга, рассказала начальник инспекции Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Елена Михайловна Свечкарева.
Заместитель руководителя — начальник отдела административного и судебного производства Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Ксения Андреевна Долгополова проанализировала вопросы, которые возникают в ходе рассмотрения материалов проверок, поступающих из органов ведомственного контроля в УФАС.
Казалось бы, оптимизационный Закон № 360 и принятые в целях его развития нормативные акты призваны упростить контрактную систему и, как следствие, облегчить работу заказчиков, поставщиков, контролеров. Однако в отношении последних говорить об упрощении деятельности не приходится. Обязанность контролеров в сфере закупок в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся согласовывать закупку у единственного поставщика (в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93) при Н(М)ЦК выше 1 тысячи рублей предполагает, что число обязательных для проведения проверок увеличится. Чтобы предотвратить дестабилизацию работы контрольных органов по другим направлениям деятельности, руководители контрольных органов Новосибирской, Ульяновской, Самарской, Челябинской областей и других субъектов РФ обратились в Минфин России с просьбой увеличить Н(М)ЦК для закупок, требующих согласования. Обоснование позиции представлено в направленном регулятору письме.
В Московской области каждое профильное ведомство должно координировать работу органов местного самоуправления по соответствующему направлению. Такая задача поставлена губернатором области. Главное контрольное управление Московской области координирует контрольную деятельность органов ОМСУ в сфере закупок и в бюджетно-финансовой сфере (в том числе по части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ). Координация работы ведомственного контроля в сфере закупок центральных исполнительных органов государственной власти (ЦИОГВ) и государственных органов (ГО) тоже входит в обязанности Мособлконтроля. Как это происходит на практике, рассказывает первый заместитель начальника Главного контрольного управления Московской области Олег Григорьевич Дьяченко.
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года № 1576 утверждены нововведения в практике процедурного контроля в сфере закупок. Они урегулировали те моменты, которые раньше вызывали затруднения у контролеров. Однако многие нововведения поставили и новые вопросы. В статье Марины Сергеевны Тренькаевой, начальник аналитического отдела КГКУ «Экспертно-аналитический центр» Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края, обозначены проблемы осуществления процедурного контроля, а также предложения по их решению на законодательном уровне.
Одним из наиболее распространенных правонарушений в сфере законодательства о контрактной системе является неправомерное изменение существенных условий государственного или муниципального контракта. Как контролеры Республики Башкортостан применяют механизм взыскания неосновательного обогащения, рассказывает заместитель начальника отдела контроля за использованием межбюджетных трансфертов Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан Рустам Вильданович Файзуллин.
В статье доцента базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидата экономических наук С. Н. Коваленко дан подробный алгоритм планирования и проведения контроля закупки.
Главное контрольное управление Москвы запустило новый проект по организации качественного взаимодействия между регуляторами, контрольными органами, городскими организациями и городским бизнесом. Это дискуссионный клуб «Моs.эксперт», участвовать в заседаниях которого может любой желающий. Первая дискуссия прошла 26 мая на площадке особой экономической зоны «Технополис „Москва“». Разговор был посвящен вопросам эволюции системы закупок.