Продолжается редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно

Методрекомендации в помощь аудиторам

В конце апреля 2023 года увидели свет Методические рекомендации по организации внутреннего финансового аудита, разработанные Минфином России. Владимир Васильевич Михеев, руководитель проекта Центра исследования бюджетных отношений, проанализировал документ и сформулировал некоторые выводы.

Минфин России разработал Методические рекомендации по организации внутреннего финансового аудита. Напомним, что у всех участников бюджетного процесса, которые в соответствии с федеральными стандартами должны осуществлять ВФА, эта работа организована с 2021 года. Принимая это во внимание, логично предположить, что методические рекомендации, выпущенные в 2023 году, должны дать ответы на вопросы, которые в федеральном стандарте «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» изложены недостаточно четко и понятно. Следует отметить, что в целом методрекомендации направлены именно на это.

В рассматриваемом документе содержится значительное количество положений Бюджетного кодекса и федеральных стандартов ВФА. При этом такие положения сопровождаются пояснениями и примерами, которые помогают руководителям ГАБС (АБС) и сотрудникам, непосредственно осуществляющим ВФА, понять термины, определения и разобраться в том, какие действия необходимо совершать. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, пояснения.

1 Сформулированы рекомендации по поводу того, что нужно отражать в договоре (соглашении) о передаче бюджетных полномочий. А именно прописывать необходимость осуществления ВФА в отношении переданных бюджетных полномочий тем ГАБС (АБС), которым переданы полномочия, а также представления результатов их реализации руководителю ГАБС (АБС), передавшего полномочия. При этом четко сформулировано, что в ГАБС (АБС), передавшем бюджетные полномочия, ВФА в части переданных полномочий не осуществляется.

2 В документе уточняется, что руководитель главного администратора (администратора) имеет право назначить должностное лицо (работника), ответственное за проведение анализа информации, необходимой для принятия решения об организации ВФА, а также за подготовку проекта решения об организации ВФА.

3 В методрекомендациях дано расширенное описание условий (обстоятельств), влияющих на выбор способа организации ВФА.

4 Уточнена формулировка сроков принятия решений об изменении способа организации ВФА. Если в федеральном стандарте содержится положение: «Принятое в текущем финансовом году решение... может быть изменено... в следующем финансовом году...» (буквально означает: если в 2021 году ВФА организован, а в 2022 году решение не менялось, то начиная с 2023 года это невозможно), то в методрекомендациях сказано: «...может быть изменено не ранее окончания финансового года, в котором принято данное решение».

5 Включено уточнение, согласно которому в организации может быть только одно отдельное должностное лицо, наделенное полномочиями по осуществлению ВФА. Назначение нескольких таких должностных лиц в различных структурных подразделениях не допускается.

6 Приведены примеры, поясняющие содержание принципов осуществления ВФА.

7 Сформулирована рекомендация о выборе способов информирования сотрудников о недопущении ограничений доступа к информации, необходимой для осуществления ВФА, и выполнении законных требований внутренних аудиторов.

8 Приведены примеры, поясняющие суть условий и обстоятельств, влияющих на принятие решения о передаче полномочий администратора по осуществлению ВФА или решения об упрощенном осуществлении ВФА.

Также хотелось бы отметить, что одна из сформулированных рекомендаций представляется избыточной. В БК РФ сказано, что руководителю представляются заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента. В методрекомендациях расшифровывается, что понимается под такими решениями: решения руководителя ГАБС (АБС) и решения субъектов бюджетных процедур, принятые в целях выполнения решений руководителя ГАБС (АБС). Насколько полно руководителю нужно знать о всех промежуточных этапах исполнения его решений? Если решение будет выполнено, то подробная информация представляется излишней. Вместе с тем внутренний аудитор в обязательном порядке оценивает действия субъектов бюджетных процедур, и если увидит причины неисполнения или некачественного исполнения решений руководителя, то именно об узких местах он обязан информировать руководителя. Вне зависимости от того, принимал ли руководитель субъекта бюджетных процедур управленческие решения, касающиеся выявленных проблем.

На наш взгляд, одно из положений методрекомендаций одновременно и прояснило ситуацию, и вызвало новые вопросы. Речь идет об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита. Федеральные стандарты ВФА предусматривают упрощенное осуществление аудита при определенных условиях. Стандарты очень лаконично говорят о том, что руководитель, возложивший осуществление ВФА на себя, организует и осуществляет внутренний финансовый контроль, решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля и на повышение качества финансового менеджмента. Методрекомендации определяют, что руководитель не должен проводить аудиторские мероприятия, формировать какие-либо заключения, годовую отчетность, вести реестр бюджетных рисков и т. д. Но все-таки было бы полезным помимо регламентации, чего не нужно делать, сформулировать перечень того, какие действия руководителя относятся к действиям по достижению целей осуществления ВФА. Полезным это было бы прежде всего для правильного взаимодействия участников бюджетного процесса с органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Вывод

Таким образом, выпуск методических рекомендаций принесет определенную пользу руководителям ГАБС (АБС) и сотрудникам, осуществляющим ВФА. Однако при разработке подобного рода документов желательно избегать формулировок, более присущих нормативным правовым актам, таких как «разрешается», «запрещается», «несут ответственность» и т. д.


Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено