Предварительный контроль: первая практика регионов

В рамках Васильевских чтений, которые прошли в апреле, состоялся круглый стол на тему «Развитие государственного финансового контроля и аудита в современных условиях». Участники обсудили вопросы, касающиеся реализации проекта «СМАРТ-контроль (контроллинг), региональный опыт предупреждения нарушений в финансовой сфере и сфере контрактных отношений».
Как отметил С. С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ, сегодня есть две предпосылки для трансформации государственного финансового контроля и аудита: технологические и методологические вызовы. Первые прежде всего связаны с цифровизацией бюджетного процесса и системы государственного управления. Современные технологии позволяют поднять бюджетный процесс и управление на более высокий и качественный уровень. Уже сегодня в различных государственных информационных системах накоплен большой массив данных, который может быть максимально полезен для принятия наиболее эффективных управленческих решений. Это с одной стороны. С другой — элементы бюджетного процесса сегодня существуют отдельно друг от друга: планирование, исполнение бюджета, бухгалтерский и бюджетный учет, финансовый контроль не взаимоувязаны.
Кроме того, ограничения, наложенные на контрольную деятельность, заставили пристально посмотреть на место и роль внутреннего госфинконтроля в бюджетной системе. На повестке дня — и законодательное ограничение возможностей существующей системы внутреннего госфинконтроля. Разрешить все эти проблемы призван ведомственный проект Министерства финансов РФ «Электронный смарт-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений».

Новые горизонты для ВГФК открывают информационные системы
Уже сегодня использование информационных систем в значительной степени снизило нагрузку на объекты контроля. Вместе с тем данные о финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, содержащиеся в информационных системах, важно использовать в максимальном объеме. Например, для предварительного анализа деятельности объектов контроля, определения рисков, приоритетов и т. д. Очевидно, что максимальное использование информационного массива ГИС в среднесрочной перспективе выведет рискориентированное планирование контрольных мероприятий на новый уровень. Как отметил спикер, большую работу в данном направлении осуществляет Федеральное казначейство.

Использование информационных ресурсов также позволит проводить контрольные действия в невидимом режиме. «В частности, наблюдать за тем, что делает объект контроля, и периодически уведомлять о рисках и проблемных зонах, — рассказал Станислав Сергеевич. — Это тоже серьезная возможность, дополнительный инструмент внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».
Цифровая среда позволяет не просто проводить исследование финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля (анализа), но и управлять рисками объектов контроля. Например, если контролер видит у объекта контроля рискоемкие операции и считает, что нивелировать риски можно посредством определенных действий и решений, он сможет не применять классические методы контроля, а предложить свои рекомендации по исправлению ситуации. Однако, чтобы эти перспективы стали реальностью, нужно еще очень многое сделать. «В ведомственном проекте по одному лишь блоку контрольно-аудиторской деятельности установлено порядка сотни контрольных точек, которые нужно пройти последовательно, поэтапно, решив массу задач», — подчеркнул спикер. Напомним, что этот серьезный ведомственный проект рассчитан до 2027 года.
Отчетность о результатах контрольной деятельности
Особое место в контрольно-аудиторском блоке проекта «СМАРТ-контроль» занимает отчетность о результатах контрольной деятельности. Как отметил Бычков, на сегодняшний день федеральный стандарт ВГ(М)ФК № 1478 определяет минимальные требования к составлению отчетности о результатах контроля. Вместе с тем отчетность очень важна с точки зрения оценки эффективности, качества контрольной деятельности, в том числе и для понимания всего того, что происходит в бюджетной системе: какие есть системные нарушения, риски и т. д. Такая информация востребована на самом высоком уровне управления: Правительства РФ, Госдумы, федеральных министров и их замов и т. д.
Вопросы автоматизированного сбора отчетности о результатах контрольной деятельности также решаются в рамках проекта «СМАРТ-контроль». И важным шагом на этом пути является разработка дополнительных форм отчетности о результатах контроля, которые будут отражать количество и объемы проверенных средств, выявленные нарушения и т. д. Проект приказа уже не раз обсуждался на рабочей группе Минфина России по совершенствованию государственного (муниципального) финансового контроля, и предполагается, что в текущем году формы будут утверждены.
На основе отчетов о результатах контрольной деятельности будет формироваться так называемая первичная база исходных данных, а далее для внешних пользователей информация преобразуется в более понятную и доступную форму по определенным алгоритмам. «Это очень важная история. Почему? Мы все понимаем, чем занимается система внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, видим хорошие результаты, их существенность, а вот правильной информации об этом для внешних пользователей высокого уровня, очень мало», — сказал С. С. Бычков.
Предварительный контроль
Возможности информационных систем позволяют серьезно развить инструменты предварительного контроля. Как подчеркнул Станислав Сергеевич, классические элементы госконтроля сохранятся, но в дополнение к ним будут развиваться инструменты предварительного контроля, связанные именно с максимальным использованием информационных ресурсов.
Однако, чтобы запустить инструменты предварительного контроля, необходимо внести комплекс изменений в бюджетное законодательство. Соответствующий законопроект, который «загрузит» элементы предварительного контроля в Бюджетный кодекс, находится в разработке. По словам спикера, главной новацией законопроекта станет определение новых методов внутреннего государственного финансового контроля.
Первый метод — экспертно-аналитическое мероприятие (анализ). Оно направлено не просто на обследование каких-то узких блоков финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, для этого есть обследование, а именно для комплексной ее оценки.
Второй метод — наблюдение. Оно подразумевает онлайн-контроль, оценку совершаемых операций.
Третий — метод проактивного взаимодействия контролера и объекта контроля, финансово-бюджетный контроллинг. Он предполагает построение доверительных отношений между контролером и объектом контроля. Они как партнеры будут находиться в постоянном диалоге, отрабатывая вопросы по наиболее рискованным направлениям, операциям. При таком взаимодействии контролер выражает свое мнение — вынесение предписаний, представлений не предполагается. «Это прогрессивный метод контроля, связанный с управлением, — подчеркнул Бычков. — На начальном этапе он будет вводиться в экспериментальном режиме и применяться в отношении ограниченного количества объектов контроля с высокой финансовой дисциплиной, высоким уровнем зрелости системы внутреннего контроля».
Гармонизация деятельности органов контроля и аудита — следующее направление, которое прорабатывается в рамках проекта. Здесь поставлено несколько серьезных задач, которые нужно решать для того, чтобы деятельность органов контроля и аудита не дублировалась, а была взаимодополняемой и гармонично приводила к реальному повышению эффективности бюджетных расходов. Сейчас работа идет по двум сюжетным линиям:
- выработка единых подходов к квалификации нарушений внешними аудиторами и органами внутреннего государственного финансового контроля. Данная работа достаточно давно ведется, и уже есть определенные успехи;
- признание результатов. Очевидно, что нет необходимости излишне дублировать контрольные мероприятия. Если орган ВГФК проверил объект, дал свои заключения, представления, предписания, то внешний аудитор может признать результаты ВГФК.
Предварительный контроль — итоги анкетирования
Хотя новые, направленные на предупреждение нарушений методы еще не введены, тем не менее органы ВГ(М)ФК регионов и муниципалитетов в рамках имеющихся полномочий принимают меры, которые позволяют влиять на решения объектов контроля еще до того, как они потратили бюджетные деньги. В марте текущего года компания «Кейсистемс» по просьбе Минфина России провела анкетирование органов ВГ(М)ФК на предмет того, каким образом они осуществляют предварительный контроль и сходны ли их действия с предлагаемыми к включению в Бюджетный кодекс инструментами.

Итоги анкетирования представила С. В. Мартыненко, главный редактор журнала «Финконтроль».
В анкетировании приняли участие более 70 органов ВГ(М)ФК: 57 региональных контрольных органов, 14 муниципальных. 29 органов ВГ(М)ФК применяли в своей работе методы и способы контроля в рамках бюджетного законодательства, которые по содержанию совпадают с формулировками проекта федерального закона. 27 органов ВГ(М)ФК использовали методы предварительного контроля в рамках выявления нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
Что касается применяемых методов, то в рамках бюджетного контроля чаще всего проводилось экспертно-аналитическое мероприятие, а в рамках контроля исполнения требований Закона №
Анкетирование показало, что сегодня для осуществления предварительного контроля как в сфере бюджетного законодательства, так и в сфере закупок нужно соответствующее решение высшего должностного лица. Именно по поручению губернатора или правительства региона наблюдение и (или) экспертно-аналитические мероприятия в сфере бюджетного законодательства проводили 14 органов контроля, в сфере закупок — семь.
В качестве мер реагирования на выявленные нарушения контролеры готовили аналитические записки, доклады высшему должностному лицу; направляли информационные письма объектам контроля, включали объекты предварительного контроля в план контрольных мероприятий на предстоящий год, проводили внеплановые проверки.
Что мешает сегодня проведению предварительного контроля? В 56 ответах на данный вопрос было названо отсутствие (слабая проработка) нормативной базы. Отсутствие соглашения между органом ВГ(М)ФК и объектом контроля указали девять респондентов. Недостаточное понимание области применения дополнительных методов контроля: как смотреть, что смотреть, как часто и т. п. — 49 ответов. Недостаточная штатная численность органа ВГМФК указана в 53 ответах. Низкую квалификацию сотрудников органов ВГМФК в сфере информационных технологий указали всего девять респондентов.
Более подробно о результатах анкетирования читайте в статье «Итоги анкетирования ОГ(М)ФК регионов и муниципалитетов по вопросам осуществления предварительного контроля».
Предварительный контроль: практика регионов
Алтайский край
В Алтайском крае предварительный контроль подразумевает три направления деятельности: оценка обоснованности закупок регионального уровня, мониторинг муниципальных закупок, согласование проектов нормативных правовых актов.

«Оценка обоснованности закупок осуществляется посредством рассмотрения заявок государственных заказчиков региона в рамках деятельности межведомственной рабочей группы и ведомственных рабочих групп, созданных при органах исполнительной власти Алтайского края», — рассказал Д. В. Малыхин, руководитель Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края. Межведомственная рабочая группа на этапе подготовки проведения конкурсных процедур проводит оценку обоснованности закупок товаров, работ, услуг с Н(М)ЦК более 5 миллионов рублей, а также закупок в рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы (вне зависимости от суммы закупок).
Ведомственные рабочие группы при органах исполнительной власти края осуществляют оценку обоснованности закупок товаров, работ, услуг с Н(М)ЦК от 1 до 5 миллионов рублей.
В 2022 году в рамках работы указанных рабочих групп инспекция рассмотрела 2126 заявок заказчиков на закупку товаров, работ, услуг на общую сумму более 63,3 миллиарда рублей. По 806 заявкам на общую сумму 33,9 миллиарда рублей были отмечены нарушения и недостатки, которые в основном касались определения и обоснования Н(М)ЦК, описания технических характеристик требуемых к поставке товаров (работ, услуг) и т. д.
В рамках мониторинга муниципальных закупок инспекция выборочно по рискоемким направлениям проверяет закупки на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе. В прошлом году был проведен мониторинг 495 объявленных процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд на общую сумму 1580,8 миллиона рублей. Нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок были выявлены при проведении 40% закупок (от общего количества проверенных закупок).
Начиная с 2021 года инспекция предложила (инициатива была поддержана губернатором, Правительством Алтайского края) согласовывать проекты нормативных правовых актов. Теперь органы государственной власти края, ответственные за разработку вышеуказанных документов, представляют в инспекцию на рассмотрение и согласование проекты нормативных правовых актов по вопросам, определяющим порядок (правила) предоставления средств из краевого бюджета и их расходования, организации и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края. В 2022 году инспекция рассмотрела 123 проекта нормативных правовых актов Алтайского края.
Новосибирская область
Как рассказала С. Л. Шарпф, начальник Контрольного управления Новосибирской области, в 2022 году для выявления и предотвращения конфликта интересов управление провело мониторинг аффилированности (если говорить в терминах проекта закона — наблюдение) участия в закупках отдельных должностных лиц. В список вошли руководители, заместители руководителей, главные бухгалтеры и контрактные управляющие органов исполнительной областной государственной власти Новосибирской области, главы районов и их заместители, главные бухгалтеры администраций муниципальных районов Новосибирской области. Всего мониторингом было охвачено почти две тысячи человек. В ходе данного мероприятия был установлен случай «прямой» аффилированности с признаками конфликта интересов (закупка у самого себя) и случаи «косвенной» аффилированности.

Результаты наблюдения направлены в отдельные органы исполнительной власти области и в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора и Правительства Новосибирской области. «Проведены служебные расследования, в итоге виновные сотрудники были уволены и приняты меры профилактики», — рассказала начальник контрольного управления.
С осени 2022 года благодаря возможностям ЕИС управление еженедельно информирует областные органы власти о возможных 35 видах рисков нарушения законодательства о закупках. Например, подсвечивает признаки нарушений правил нормирования в сфере закупок, нарушений при определении поставщика и заключении контракта, нарушений требований к размеру авансирования или обеспечения, неприменению национального режима в закупках и другие. «В условиях сокращения установленных законом сроков оплаты принятых заказчиком товаров, работ, услуг с 30 до семи рабочих дней — такая информация дала нашим заказчикам дополнительный механизм контроля своих бухгалтерских служб и возможность избежать нарушения», — отметила Шарпф. Всего было «подсвечено» 465 контрактов с указанными рисками. Работа в данном направлении, безусловно, приносит положительный результат, по 452 контрактам (97,2% от общего количества) удалось предотвратить нарушения.

О. В. ИЗУТОВА