Пути повышения качества контрольных мероприятий: практика КСП Москвы
Доверие к результатам деятельности контрольно-счетных органов может обеспечить гарантия неизменно высокого качества их контрольно-аналитической деятельности. Как обеспечивает качество своих мероприятий КСП Москвы, рассказал аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы Егор Алексеевич Чегринец.
Опыт Контрольно-счетной палаты Москвы показывает, что обеспечить качество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий возможно лишь при системной работе на основе процессного подхода по обеспечению качества проводимых мероприятий на всех их этапах.
В настоящее время методологической основой системы управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы являются ее Регламент, а также стандарты 1.4. «Общие требования, правила и процедуры проведения контрольного мероприятия», 1.5. «Общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия» и 1.6. «Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».
В своих методических документах КСП Москвы постаралась прийти к достаточно формализованному и объективному понятию качества мероприятий.
Качество мероприятий — совокупность характеристик мероприятий, отражающих выполнение требований (правил, процедур) к организации, проведению, оформлению и учету их результатов.
Таким образом, основой определения качественного или некачественного мероприятия являются не такие во многом субъективные или независящие от сотрудников КСО факторы, как количество или суммы выявленных нарушений и недостатков, количество возбужденных по результатам мероприятий уголовных дел или общественный резонанс, а безусловное выполнение всех установленных законодательством, локальными правовыми актами и стандартами требований.
Приведенное выше определение качества мероприятия позволило описать и такое ключевое понятие, как контроль качества мероприятия. Под ним понимается проверка выполнения (соблюдения) требований к качеству мероприятий (характеристик качества мероприятий), определенных в стандартах деятельности и иных локальных нормативных правовых актах КСП Москвы.
Какие же характеристики качества мероприятия являются основными? Стандарт КСП Москвы 1.6 относит к ним такие элементы, как:
- соблюдение сроков проведения мероприятия, предусмотренных планом работы КСП Москвы;
- выполнение распоряжения о проведении мероприятия, программы мероприятия, рабочего плана;
- содержание в оформленных в ходе мероприятия актах и других документах необходимых данных и доказательств, подтверждающих результаты мероприятия;
- согласованность отчета (заключения) о результатах мероприятия с содержанием соответствующих актов и других документов, оформленных в ходе его проведения;
- корректность и обоснованность квалификации и классификации выявленных нарушений и классификации недостатков при формировании итоговых документов и учете результатов мероприятий;
- соотносимость требований (предложений, рекомендаций) с выявленными нарушениями и недостатками;
- выполнение иных установленных требований, правил и процедур организации, проведения мероприятия, оформления, утверждения и учета его результатов.
Этапы контроля качества
Контроль качества мероприятий по времени осуществления можно традиционно разделить на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль качества проводится на этапе организации и дизайна контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, текущий — в ходе проведения мероприятия и оформления его результатов, а последующий — на этапе контроля за реализацией предложений и рекомендаций, содержащихся в итоговых документах мероприятий. Соответственно, различается и содержание этих этапов.
Так, предварительный контроль качества направлен на выявление рисков:
- несоблюдения сроков проведения мероприятия, предусмотренных планом работы КСП Москвы;
- невыполнения установленных регламентом и стандартами деятельности КСП Москвы требований к порядку формирования проекта распоряжения о проведении мероприятия и невыполнения программы мероприятия еще на этапе его организации.
Текущий контроль качества осуществляется посредством контроля надлежащего документирования фактов, внутреннего контроля качества, внутренней экспертизы, согласования и утверждения результатов мероприятия, рассмотрения вопросов на заседании коллегии КСП.
Последующий контроль качества осуществляется для определения эффективности внутреннего контроля качества в структурных подразделениях КСП Москвы в рамках контроля за реализацией документов, направленных по результатам проведенных мероприятий, а также при подготовке отчета о деятельности КСП Москвы.
Важно
Важной особенностью системы контроля качества мероприятий, применяемой в КСП Москвы, является наличие внутреннего контроля качества и внутренней экспертизы. Два эти элемента позволяют как обеспечить контроль качества мероприятия на всех этапах его проведения в кратчайшие сроки, так и повысить объективность выводов о качестве планируемого, проводимого и проведенного мероприятия.
В соответствии с Регламентом КСП Москвы внутренний контроль качества представляет собой комплекс мер и процедур системного характера, осуществляемых в установленном коллегией порядке под непосредственным контролем и при участии руководителя структурного подразделения. Последний несет персональную ответственность за соответствие проектов служебных документов законодательным и иным нормативным правовым актам РФ и города Москвы, Положению о КСП Москвы, регламенту, стандартам деятельности и иным локальным нормативным правовым актам палаты.
Таким образом, внутренний контроль качества проводится в самом подразделении, проводящем мероприятие, при непосредственном участии его руководителя. Для проведения внутреннего контроля качества руководитель привлекает квалифицированных сотрудников, не принимавших участие в мероприятии. В случае недостаточности ресурсов или когда в мероприятии, в отношении которого проводится внутренний контроль качества, участвовало подавляющее большинство сотрудников структурного подразделения, к внутреннему контролю качества могут привлекаться и члены соответствующей рабочей группы. В то же время для обеспечения объективности внутреннего контроля качества не допускается его осуществление членом рабочей группы в отношении задач (вопросов), закрепленных за ним.
По итогам внутреннего контроля качества может формироваться заключение, содержащее замечания, выводы и предложения по результатам рассмотрения соответствующих предмету внутреннего контроля качества вопросов. Для ускорения процессов выводы внутреннего контроля качества могут быть задокументированы и в менее формализованном виде.
Внутренняя экспертиза
В свою очередь, внутренняя экспертиза представляет собой систему мер и процедур, которые осуществляет уполномоченное структурное подразделение под руководством председателя КСП Москвы. Система включает одновременное проведение трех экспертиз проектов служебных документов: правовой, методической и лингвистической.
В ходе правовой экспертизы проводится анализ и оценка служебного документа (проекта служебного документа) на предмет соответствия его содержания и формы законодательным и иным нормативным правовым актам РФ и города Москвы, Положению о КСП Москвы, регламенту, стандартам деятельности и иным локальным нормативным правовым актам КСП Москвы, требованиям юридической техники. При проведении методической экспертизы анализируется и оценивается формирование программ мероприятий, полнота их выполнения, а также формы и способы получения данных в ходе контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, логика и степень их использования.
В качестве вывода
Сформированная в настоящая время система предварительного, текущего и последующего контроля качества позволяет обеспечить и повысить качество проводимых КСП Москвы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий путем выявления (устранения) либо минимизации влияния на него негативных факторов.